03.12.2010

Зачем бизнесу интернет?

Автор: Бизнес-новости

Активность малого бизнеса в интернете растет с каждым годом. Хостинг-провайдеры, торговые площадки и операторы контекстной рекламы признаются, что доля небольших компаний и ФОП в их клиентской базе давно перевалила за 50% как количественно, так и по генерируемому доходу. Кризисные годы наглядно показали, что снижение операционных затрат за счет концентрации на работе только с крупными клиентами — слишком рискованное удовольствие для интернет-предпринимателей. В то же время сервисы, ориентированные на большое количество мелких компаний, позволяют не только выжить, но и заработать. Главное — четко понимать потребности таких клиентов.

Дмитрий Шоломко, менеджер по развитию бизнеса Google в Украине:

«Малый бизнес по своим потребностям в интернете никак не отличается от бизнеса большого: ему необходимы фактически все сервисы, которые можно себе представить: хостинг, регистрация доменов, услуги дизайна и проведения платежей, консалтинг на тему работы в интернете. Вместе с тем у подобных услуг для МСБ своя специфика по сравнению с услугами крупных компаний: малый бизнес — это массовый рынок, поэтому ожидать тем же консалтинговым компаниям многотысячных проектов не стоит, заказов может быть много, но малобюджетных. В свою очередь клиенты ожидают хорошего и простого сервиса, без сложных технологических систем, требующих от них специальных знаний. Главное, чтобы все можно было быстро запустить, не особо вдаваясь в технические нюансы и подробности.

В услугах для клиентов из малого и среднего бизнеса пока преуспели лишь мобильные операторы. Можно ожидать, что в 2011 году и остальные сектора «подтянут» свои предложения для этих клиентов».

Алексей Авдей, руководитель сервиса Яндекс.Маркет:

«Интернет-магазины, большинство которых относится к малому бизнесу, чаще всего имеют небольшой рекламный бюджет и готовы платить в первую очередь за привлеченных покупателей. Поэтому им удобно размещать свои предложения на торговых площадках, где оплата осуществляется за переход потенциального покупателя по товарному предложению на сайт магазина, а не просто за просмотры предложений. В связи с этим площадкам важно создать для таких клиентов предельно доступный порог входа и предложить демократичную цену за клик. Так, у Яндекс.Маркета минимальная цена за переход по товарному предложению на Маркете составляет 25 коп. для книг и 50 коп. для остальных товаров (без учета НДС и налога на рекламу), минимальный платеж — 50 грн. Представители малого бизнеса очень тщательно оценивают эффективность своих вложений в рекламу, поэтому залог успеха торговой площадки — обеспечить клиентам целевых посетителей, а не случайный трафик. Нужно дать пользователю возможность сначала определиться, какой товар ему нужен, затем выбрать интернет-магазин по цене, рейтингу и отзывам и лишь после этого перейти на сайт магазина. В этом случае процент «случайных» кликов будет невысоким, пользователи будут переходить на сайт магазина целенаправленно. Так, на Яндекс.Маркете есть служба контроля качества, которая проверяет, действительно ли товар, указанный на сайте магазина, имеется в наличии по заявленной цене, отвечают ли контактные телефоны магазина, функционирует ли сайт и т.п. Если сайт магазина недоступен из-за неполадки, он временно отключается от Маркета, чтобы клиент не пытался перейти на неработающий сайт, а магазин не платил за этот переход лишних денег. Передача информации от интернет-магазинов к торговой площадке должна быть полностью автоматической; вместе с регулярным обновлением информации (на Яндекс.Маркете раз в 2-3 часа) это обеспечивает высокую актуальность данных от магазинов на площадках.

Среди других возможностей, интересных небольшим магазинам, показ на карте точек офлайновых продаж и пунктов выдачи товара. Это привлекает покупателей, предпочитающих экономить на доставке и забирать товар самим».

Анна Христюк, менеджер по маркетингу и PR «Бегун-Украина»:

«Одна из ключевых потребностей представителей малого бизнеса в сегменте контекстной рекламы — решение конкретных задач небольшими бюджетами. Такой рекламодатель заинтересован в адресной рекламе с низкой ценой контакта и понятной форме рекламного результата. Многие рекламодатели открыли возможности интернет-рекламы в период кризиса, перераспределяя средства из традиционных медиа. В результате темпы роста числа клиентов «Бегуна» в 2009 году опередили показатели предыдущего «докризисного» года. Мелким предпринимателям удобен, прежде всего, низкий входной порог и аукционная модель, используемая в контекстной рекламе, когда ценообразование определяется не площадкой, а самими рекламодателями. Игрокам рынка, в свою очередь, тоже выгоден приток малого бизнеса в контекст. Это позволяет стать менее зависимыми от бюджетов крупных компаний. Чтобы эффективно привлекать малый бизнес, мы сегодня работаем над экспериментальными сервисами, в рамках которых оплата производится за какие-либо действия потенциального клиента (заполненные анкеты, заявки, загрузки контента и т.п.). Однако рекламодатель нередко сталкивается с проблемой дефицита профессиональных кадров в области контекста. Особенно это ощущается в малом бизнесе, у которого не всегда есть доступ к соответствующему обучению. Поэтому в контекстной рекламе большую роль играют удобство и простота интерфейса, востребованы такие сервисы, которые мог бы использовать даже неопытный рекламодатель».

Игорь Горин, директор межбанковской системы электронной доставки и оплаты счетов PORTMONE.COM:

«Нередко представители малого бизнеса обращаются с такими требованиями: хотим получать переводы в долларах, причем не на обычный расчетный счет, а на платежную карту, и, самое главное, принимать деньги будем за услуги, а за какие — вас не касается. С такими клиентами, безусловно, работать сложно. Это, как правило, бизнес на грани или вне закона: интернет-казино, сайты знакомств, пирамиды и т.д. Начинающим компаниям, которые только формируют свой бизнес, необходимо больше информации, консультаций, поддержки и внимания. Как правило, у большинства есть вопросы по бухгалтерии, юридической части и самой бизнес-модели с приемом платежей по платежным картам. С каждой второй компанией мы нередко практически работаем как бизнес-консультанты по развитию их бизнеса. Но бизнес-правило «80/20″ в нашем случае работает: 20% компаний приносят 80% дохода. Поэтому, с одной стороны, работать с крупными компаниями более выгодно, так как меньше операционных расходов. С другой — завязка только на ключевых клиентах опасна, ведь потеря такого клиента может болезненно сказаться на компании».

Павел Блоцкий, директор компании Imena.UA:

«В категорию «малый бизнес» попадает широкий круг разнообразных предприятий и частных предпринимателей. Их требования к услугам хостинга и регистрации доменов различаются в зависимости от целей и уровня понимания того, как можно использовать интернет-технологии в целях бизнеса. В качестве главного требования таких предпринимателей я указал бы полноту информации об услуге, высокий уровень консультаций, информирование о юридических и маркетинговых аспектах в регистрации и использованиb доменных имен. Другим важным требованием является правильное документальное оформление прав на доменные имена, защита регистранта от потенциальной угрозы потерять доменное имя, в раскрутку которого могут быть вложены немалые деньги. Что касается хостинга, то это требования к высокой надежности, производительности, квалифицированной технической поддержке и оперативному решению возникающих проблем. Объемы и специфика услуг уже зависят от специфики бизнеса, в некоторых случаях достаточно минимального пакета под сайт о компании, в других требуются мощные выделенные серверы под интернет-магазины. Специальные предложения и дополнительные услуги при этом возникают уже на уровне среднего и крупного бизнеса. В отношении тарифов важно, чтобы стремление удешевить затраты не привело предпринимателя к ненадежному и некачественному провайдеру. Разница в ценах чаще всего составляет десятки или сотни гривен, тогда как потери от простоев и плохой техподдержки могут вылиться в тысячи. Компании нужно привлекать своим ответственным отношением к качеству и надежности услуг, заботе об интересах клиентов, наилучшим соотношением параметров мощности, скорости и отказоустойчивости в расчете на стоимость».

ubr.ua