15.12.2010

Какой он, бизнес будущего?

Автор: Бизнес-новости

Данная статья расскажет о новых трендах в мире, способных существенно изменить нашу действительность уже к 2020 году. Конечно это пока только прогнозы, но варианты бизнеса, созданного с нуля именно на этих трендах могут оказаться мегауспешными…

1. Поколения Y (1982 – 2000) и Z (2001+) вырастут и создадут критическую массу спроса на цифровые услуги. Это повлияет на все аспекты жизни – работу, обучение, общение, малый бизнес, а также на потребительские предпочтения.

2. Более старшие поколения (1945-1965), выходящие на пенсию, будут более активными и могут продолжать работать. Это увеличит их покупательную способность, и зарплата или доход от малого бизнеса будет тратиться на товары и услуги, рассчитанные на людей в возрасте.

3. 870 миллионов женщин вольются в ряды трудоустроенных. Это увеличит количество женщин на университетской скамье, в рядах менеджеров, а также основателей бизнесов.

4. Смешение культур привнесёт глобальные вкусы на локальные рынки. Доступность американских товаров в Индии или аргентинских товаров в Австралии изменит структуру потребления и отношение к жизни. Международные (не только западные) музыка, одежда, еда, обычаи в существенной степени изменят общество, куда они привносятся. Это создаст и заполнит новые ниши.

5. 60% населения будет жить в городе. Больше 50 городов в мире будут иметь население больше 5 миллионов и больше 20 городов – 10+ миллионов. Это до неузнаваемости изменит города, а также увеличит траты на инфраструктуру. Если этого не произойдёт, возможны политические трения, пишет bizrating.com.ua.

6. Микроэкономика в большей степени станет зависеть от качества взаимодействия разных людей, находящихся в разных точках света и выполняющие разные роли – клиенты, партнёры, поставщики, сотрудники, консультанты и т.п.

7. Использование локально произведённых товаров и услуг станет нормой. Люди станут более активно участвовать в жизни коммьюнити, а также станут приобретать товары и услуги таким образом, чтобы деньги доставались члену коммьюнити.

8. Роль страховых компаний в страховании рисков снизится, а самострахование – увеличится. Тут понятно: государственных средств на социальные программы станет хватать всё меньше, корпорации будут снижать бенефиты (т.к. сам факт наличия работы уже будет большой радостью для работника). Разброс зарплат увеличится ещё выше, поэтому у низкооплачиваемых работников будет ещё меньше денег на страховку.

9. Потребитель определяет, каким будет взаимодействие с продавцом. Это, по сути, продолжение (пусть и слегка ускоренное) перехода от традиционной экономики (произвёл-продал) к клиентоориентированной (клиент захотел – производитель произвёл и продал).

10. Глобальная экономика будет расти за счёт развивающихся/индустриализируемых стран. Потребительский спрос в развитых странах за 10 лет вряд ли восстановится, зато миллиард представителей среднего класса из развивающихся стран с охотой поднимут упавшее знамя. Несмотря на более открытое экономические взаимодействие между развитыми и развивающимися странами, последние будут целенаправленно создавать внутренний рынок для собственных нужд.

11. Для создания бизнеса уже не требуется гора денег. Использование модели “плати за то, что используешь” позволяет избежать первоначальных вложений в инфраструктуру и часть бизнес-процессов, а наличие интегрируемых друг с другом недорогих или бесплатынх компонентов даёт возможность минимизировать вложения в создание продукта. Речь, разумеется, идёт про малый бизнес.

12. Экологическая устойчивость (sustainability) становится конкурентным преимуществом. Потребители всё больше требуют экологически нейтральные продукты; рынки commodities штормит, но требуются стабильные объёмы поставок ресурсов; государство на законодательном уровне требует снижение выброса CO2 в атмосферу. Уже сейчас многие бизнес-школы включают в программу (необязательный) предмет “Corporate Sustainability” или аналогичный.

13. Траты потребителей на поддержание здоровья сильно возрастают. Но это всё равно дешевле, чем платить за медицинские услуги и за медицинскую страховку (моя медицинская страховка растёт где-то на 5% в год, опережая инфляцию). В то же время, приобретённые проблемы, связанные с неправильным питанием (диабет 2 типа и ожирение) никуда не деваются.

14. Всё больше людей перестают ценить занятость на полный день и вместо этого работают по гибким контрактам. По сути – фрилансерство. Тренд очевиден для профессий с большим span of control (не знаю, как по-русски). Менеджерские профессии могут быть контрактизированы лишь частично.  Найти работу на полную ставку со всеми бенефитами станет сложнее и сложнее (т.е. работник вынужден будет требовать ставку на 20% выше обычной, чтобы компенсировать выплаты в пенсионный фонд, обеспечить себе отпуск и больничный).

15. Нишевые рынки будут развиваться. Низкая стоимость производства персонализированных товаров и низкая стоимость сведения продавца и покупателя сделают возможным производство дешёвых товаров, нацеленных на конечного потребителя. Существенную роль в таком производстве сыграет снижающаяся стоимость транспортировки кастомизированного товара от производителя к покупателю, что даст возможность переносить производство в … ну естественно, Китай или Индию.

16. Малые и крупные бизнесы создадут “гантельную экономику”. Точнее, если рассмотреть компании, ведущие деятельность на каком-то рынке, то на виртуальном графике будет сколько-то крупных компаний, сколько-то небольших компаний, а между ними – ничего. Компании среднего размера либо последуют примеру General Electric (если вы не №1-2 на рынке, то уходите с него), либо продадут бизнес крупным игрокам. В большинстве рынков, где конечный потребитель – это клиент-живой человек, всегда есть место мелким компаниям.

17. “Облачные” системы хранения, обработки и работы над данными станут нормой. Таким образом, работать можно будет не только на работе (старо), дома (уже не модно), но и на бегу/ходу/в метро/аэропорту и т.п.

18. Данные станут основой для конкурентного преимущества.  Гугл и его конкуренты наглядно показали, что понимающий клиента на 1-2% выигрывает игру.

19. Личные и рабочие социальные сети объединятся на десктопе и телефоне. Все данные пользователей и компаний окажутся в онлайне, что с одной стороны добавит седых волос сотрудникам информационной безопасности, а с другой стороны – даст возможность взаимодействовать не только партнёрам, но и конкурентам.

20. Умные машины станут ещё умнее.