Главная » Бизнес » Система штрафов не оставит лазейки

Система штрафов не оставит лазейки

Лишать водителя прав по совокупности нарушений предложили депутаты «Единой России». Нечто похожее практиковалось во времена СССР: сначала водительское удостоверение изымали – после трех протоколов подряд, затем была введена балльная система. По мнению депутатов, возвращение к подобной практике дисциплинировало бы автомобилистов, сообщают «Известия».

Впрочем, автор инициативы – заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков – подчеркнул в разговоре с корреспондентом Autonews.ru, что речь идет вовсе не возврате порядков двадцатилетней давности, вроде правила «трех протоколов»: «Мы говорим о необходимости усиления наказания в случае повторных нарушений. А не о дырках в правах», пишет  biznes-portal.com.

«Система наказания должна быть гибкой. Разве справедливо, что за одно и то же нарушение, совершенное в первый и тридцатый раз, человек платит одинаково? Должна быть прогрессивная шкала. Не о репрессиях речь – я, наоборот, предлагаю смягчать наказания для тех, кто нарушает впервые. Например, отменить неизбежное лишение прав для тех, кто выехал на встречную полосу. У судьи должна быть возможность вынести мягкий приговор добросовестному водителю, который просто ошибся. Но если это система, если нарушения постоянны – наказание должно соответственно возрастать. Например, человек, систематически не платящий штрафы, сейчас рискует загреметь в каталажку. Я же предлагаю не только подвергать его административному аресту, но и лишать прав», — заявил депутат.

По словам члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгения Федорова, предложенная система позволит противодействовать нарушителям с высоким уровнем дохода, которые следуют правилу «Езжу, как хочу, и исправно плачу». Таким образом, на дорогах будет сглажено социальное неравенство. Ведь набрав определенное количество штрафов, богатый автомобилист также лишится прав.

«Да, грубо говоря, это очки – пресловутые баллы, если хотите, — признал Вячеслав Лысаков. – Ну а что вы хотите? Разве нормальна ситуация, когда человек собирает по 50 штрафов за год? Действующая система приводит зачастую к абсурду – например, как это происходит с наказанием за вождение в нетрезвом виде. Человек просто накапливает сроки лишения, а ему плевать на них – он продолжает ездить без прав. Так нужно вводить уголовную ответственность, сажать его. Но только после отмены «нуля промилле», после того, как «сухой закон» станет справедливым, отметьте это, пожалуйста».

Слова депутата хорошо иллюстрирует резонансная авария, произошедшая 28 июля на трассе Серов-Краснотурьинск. Виновник ДТП выехал на встречную полосу на скорости 180 км/ч и лоб в лоб столкнулся с другим автомобилем – погибло шесть человек, в том числе малолетний ребенок. Во время разбирательства выяснилось, что нарушитель уже 23 раза подвергался административным наказаниям за всевозможные лихачества, даже лишался прав на пару месяцев. Получив их, он продолжил гонять, ежемесячно выплачивая огромные штрафы.

Однако балльная система, существовавшая в СССР, вызывала множество нареканий. Autonews.ru обратился к одному из инициаторов ее отмены, председателю Движения автомобилистов России Виктору Похмелкину: «Мое мнение по вопросу не поменялось. Баллы – это самый чудовищный рассадник коррупции и инструмент, при помощи которого водителя делают полностью зависимым от инспектора. Такая система вредна абсолютно, тем более что у нас и так хватает достаточно суровых наказаний», — заявил он.

Автор законодательной инициативы, впрочем, считает, что времена изменились безвозвратно, и водитель вовсе не так уж беззащитен, как раньше. Ведь инспекторам в некоторых случаях приходится предъявлять видеодоказательства: «Мы движемся в этом направлении. Например, инспекторам запрещено применять радары старого образца – без фотоаппарата. Правда, если брать хай-тек, то и тут не без проблем. Я имею в виду «Стрелку», которая распространяется по стране с вирусной скоростью и при этом работает некорректно, дискредитируя саму идею автоматической фиксации. Введение нормальной системы привьет идею неотвратимости наказания и поменяет психологию людей. Уверен, что следующее поколение автомобилистов будет не менее законопослушно, чем европейцы», — заявил Вячеслав Лысаков.
Любителям болтать по телефону за рулем грозит лишение прав

Штрафы за разговоры по мобильному телефону во время управления автомобилем могут вырасти в разы. В Госдуму внесен законопроект, значительно ужесточающий административную ответственность для водителей, сообщает «РБК-daily».

Авторами инициативы стали депутаты Заксобрания Новосибирской области. Согласно законопроекту штраф за разговор по телефону при управлении автомобилем предлагается увеличить в 10 раз. Вместо 300 руб. впервые провинившийся водитель заплатит 3 тыс., а в случае повторного нарушения — 5 тыс. руб. Для злостных нарушителей предусматривается лишение прав от одного до трех месяцев. Наказание в виде предупреждения предлагается исключить из соответствующей статьи КоАП.

В МВД комментируют документ осторожно. «Штрафы нельзя брать с потолка, законопроект должен быть подкреплен исследованиями о том, каким образом нарушение влияет на аварийность и почему нужны именно такие санкции, — говорит референт ГУОБДД МВД России Дмитрий Лейбов.

Как таковой статистики аварийности из-за разговоров по мобильному нет. «Даже если в разбитой машине мы находим мобильник, то не можем установить, разговаривал ли водитель в момент ДТП или телефон просто лежал рядом», — сетует собеседник РБК daily в ГИБДД. «Штраф в 300 руб. не пугает никого. Большинство водителей пользуются мобильниками во время движения, не прибегая к помощи устройств hands-free», — отметил сотрудник дорожной инспекции.

К сожалению, административное законодательство в этой части недостаточно проработано. Не решит проблемы и новый законопроект, указывает вице-президент Федерации автовладельцев России (ФАР) Алексей Сухоруков. «Например, никак не запрещается водителю, находясь за рулем, писать и отправлять SMS-сообщения», — отметил он.

«SMS за рулем на порядок опаснее, потому что в этот момент человек визуально не контролирует дорожное движение, — соглашается член движения автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов. — Если водитель говорит по мобильному телефону, он хотя бы видит, куда едет. Когда пишет SMS, на дорогу даже не смотрит».

Эксперт обратил внимание на то, что штраф в размере 3 тыс. руб. некорректен по сравнению с другими штрафами. «Почему депутаты считают, что ехать и разговаривать по телефону гораздо опаснее, чем перевозить в автомобиле ребенка без детского удерживающего кресла, за что штраф составляет всего 500 рублей?», — подчеркивает А.Холодов.

Запрет на разговор по мобильному телефону действует более чем в 50 странах мира. Самое суровое наказание за это нарушение предусмотрено в Нидерландах — тюремное заключение на срок до двух недель или штраф 2 тыс. евро. В Испании водителя штрафуют за мобильный на 300 евро, а в среднем по Европе наказание составляет 50-100 евро. В некоторых штатах США водителям запрещено не только разговаривать по мобильному телефону, но и писать SMS, играть во время движения в компьютерные игры и вообще пользоваться мобильником.

comment closed