05.04.2016

Миллионы «камикадзе»: министры обнародовали декларации о доходах

Автор: Бизнес-новости

Как следует из обнародованных министрами деклараций о доходах за 2015 год, члены Кабинета министров в прошлом году суммарно заработали 33,113 млн гривен. Это на треть меньше, чем в 2014-м, когда суммарный доход правительства составил свыше 47 млн гривен. Еще около 17 млн гривен заработали в прошлом году родственники членов правительства, включая $56,34 тыс., указанные как доходы дочерей Наталии Яресько.

Трое министров, помимо основного заработка, получили доходы за пределами Украины. Глава Минздрава Александр Квиташвили – $93 750, министр финансов Наталия Яресько – $18 339, и 3030 евро были выплачены министру юстиции Павлу Петренко в качестве возмещения расходов на командировку в Стратсбург на Совет Европы.

Премьер-министр Арсений Яценюк с доходом около 1,97 млн гривен уступает двоим своим коллегам – Павлу Петренко, который получил почти 4 млн гривен, и Александру Квиташвили, заработавшему 2,5 млн (большую часть этой суммы – не в Украине).

Минимальные доходы – около 75 000 гривен – у министра культуры Вячеслава Кириленко, главы Минсоцполитики Павла Розенко и министра Кабинета министров Анны Онищенко.

В любом случае, будь то скромные доходы или сверхвысокие – эти данные вызывают сомнение. Не из-за лукавства декларантов, а вследствие несовершенства самой системы контроля над доходами госслужащих.
«Данные деклараций абсолютно не отображают реальное благосостояние чиновников, – подчеркивает Глеб Лобов, глава территориального отделения Ассоциации налогоплательщиков Украины в Киевской области. – Их благосостояние иллюстрируют, скорее, автомобили под госучреждениями, и часы стоимостью в две-три годовые зарплаты.
Очевидно, что нулевую декларацию наш чиновник не заполнит, опасаясь репутационных потерь, а учет расходов, когда от 50 до 70% экономики в тени – тоже малоэффективное мероприятие».

Анатолий Амелин, венчурный инвестор, основатель аналитического центра Amelin Strategy, обращает внимание, что форма декларации, в частности, не содержит пунктов о раскрытии крупных расходов, таких как заграничный отдых, или расходов, превышающих определенный лимит (например, размер месячного оклада).

«Декларация дает возможность дублирования данных. Например, проданная недвижимость все равно должна быть отражена как собственность в отчетном периоде, равно как и доходы от ее отчуждения», – говорит Амелин.

В Украине отсутствует культура декларирования и доходов и имущества. «Тем более когда речь идет о чиновниках всех рангов. Поэтому, скорее всего, 99% деклараций наших чиновников содержат сознательные или неосознанные ошибки», – констатирует управляющий партнер компании Capital Times Эрик Найман.

Еще один собеседник Forbes – представитель банковского сектора – отмечает явное несоответствие между тем, что, по мнению общества, должно быть в декларации, исходя из уровня жизни чиновника, и тем, что оно там видит. «Судя по «бедности» в декларациях, практика «вранья» распространена. На руку им играет то, что у граждан терпимое отношение у этому – подспудно украинцы понимают, что окажись они в этих условиях, вели себя так же», – считает он.

По мнению Лобова, в Украине ни один антикоррупционный механизм не станет эффективным, пока не появится неподкупный орган, отвечающий за его соблюдение. «Это должны быть скромные специалисты, с окладом $5000 в месяц, и премией в 40-50% раскрытых взяток», – предлагает Глеб Лобов.

Виталий Кравченко, Ольга Левкович